Выход последней книги Акунина про Эраста Фандорина

Примерно 20 лет назад вышел первый роман Бориса Акунина об Эрасте Петровиче Фандорине. 8 февраля 2018 вышел последний — под названием "Не прощаюсь".

Вот что говорил критик Константин Мильчин до прочтения книги:

Выход первого романа о Фандорине 8 февраля 1998 года связан с несколькими почти анекдотическими историями. По одной из них, Григорий Чхартишвили, переводчик с японского и заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература», начал писать детективы, потому что его жена любила почитать в метро что-то остросюжетное, но интеллигентной женщине не подобало держать в руках книги с яркими обложками. С этим надо было что-то делать. Детективы про Фандорина в руках держать было пристойно.

Внутри тоже все было очень качественно. И дело не только в интриге, сюжете или расследовании.

Россия — литературоцентричная страна, у нас все крутится вокруг классической литературы XIX  века. Детективы про Фандорина были написаны тем самым языком, который у любого окончившего школу гражданина России ассоциируется с уроками литературы в 9-10-х классах.

Само имя Эраст позаимствовано из «Бедной Лизы» Карамзина, а персонаж взял все хорошее у всех положительных героев русской литературы. И немножко у Шерлока Холмса. Это был постмодернизм с человеческим лицом. 

Читать полностью

С другой стороны, в книгах о Фандорине была Империя. Чудесный мир сильной страны, в котором, конечно, есть много недостатков, но государство с ними борется, а среди сыщиков есть настоящие герои. 1998 год был годом кризиса, перспектива полного краха страны казалась совсем близкой. Даже либералы мечтали о хоть какой-то сильной руке, которая исправит засбоившую государственную машину. 

Тогда же появляется псевдоним Акунин. Первое время псевдоним действительно оставался инкогнито, выдвигались разные версии, кто же это может быть. А через 10 лет не только менеджеры, но и почти все жители России научились выговаривать фамилию Чхартишвили.

На внутреннем рынке Фандорин стал русским брендом уровня Чебурашки или Незнайки. Пожалуй, это единственный серьезный герой-бренд, появившийся после 1991 года.

Другое дело, что сам автор начал уставать от своего персонажа. Это видно по последним текстам — роману «Черный город» и сборнику «Планета Вода». Сюжетные повороты стали повторяться, а и без того меланхоличный Фандорин стал еще мрачнее. К тому же Чхартишвили явно начали интересовать другие проекты: в 2012 году он написал важный для него, но до крайности неудачный роман «Аристономия», с 2013 года писатель занимается многотомной «Историей Российского государства».

По намекам из других книг мы знаем, что Фандорин умрет. Вопрос только, как и где, в каком конкретно из романов.

Логично предположить, что это будет последняя книга. Хотя Акунин любит сюрпризы. Есть два сценария воскрешения — по одному из них, герой просто оживает, а его смерть каким-то образом оказывается мнимой, по другому, писатель просто отклоняется от хронологии и описывает события тех времен, когда герой был еще жив.

Судя по настроениям Григория Чхартишвили, Фандорин скорее мертв, чем жив. Посмотрим, что будет дальше.

А вот что — после прочтения:

Летом 1914 года в Сараево сербы застрелили эрцгерцога Фердинанда, мир медленно, но верно шел к большой войне. Остановить ее могло только объективное расследование. Нашли всеми признанного и уважаемого сыщика — Эраста Петровича Фандорина. Купили ему билет, заказали гостиницу, оплатили суточные и выдали талоны на завтрак.

Но до Боснии Эраст Петрович не доехал. Его подстрелил в Баку злодей, пустил ему пулю в голову. Фандорин почти умер — впал в долгую кому, и вся королевская конница, вся королевская рать не может Фандорина оживить и собрать.

Три года восемь месяцев и двадцать восемь дней провел герой России в чистилище, ни жив ни мертв, и очнулся только в поезде Самара — Москва в компании верного японского камердинера Масы и группы сомнительных пассажиров. Дальше он поиграл в Эркюля Пуаро, раскрыл преступление века в Восточном экспрессе — кражу мешочка иголок. И снова заснул, на этот раз на три дня. Проснулся — а на дворе 1918 год, разруха в головах и клозетах, по всей Москве убийства и облавы, большевики воюют с анархистами.

Читать полностью

Эраст Петрович хоть и передвигается то с палочкой, то в кресле-каталке, но все еще в хорошей форме: анализирует, дерется, уклоняется от пуль.А потом — облом. Нам обещали, что будет прощальная книга о Фандорине, а это, оказывается, еще и промежуточный роман об Алексее Романове, герое части книг серии «Смерть на брудершафт» и вроде как «Шпионского романа».

Когда-то ходил анекдот, что фильм «Рэмбо V» будет одновременно фильмом «Рокки VI» и Сильвестр Сталлоне снимется там сразу в двух ролях — и спецназовца, и боксера. То был анекдот, а тут Акунин осуществил нечто сравнимое по масштабам, редкий в русской литературе пример кроссовера — под одной обложкой оказались персонажи из вроде как бы несовместимых серий. Сперва Фандорин и Романов вообще не пересекаются, но ближе к середине книги они начнут взаимодействовать и даже противостоять друг другу.

Умрет ли Фандорин? Почитайте сами, потом расскажете мне, что именно вы там прочитали. Конец романа допускает трактовки разной степени однозначности. Фандорин не прощается, как и его автор. Другой важный вопрос — вернулся ли тот самый Акунин, книгами которого зачитывались в конце 1990-х и начале нулевых? Нет, не вернулся.

Единая интрига тут лишь одна — как умрет Фандорин. С матерью ребенка все выясняется относительно быстро, она вас удивит и многих порадует. Но что особенно печально, Фандорин больше не Фандорин. Он почти не расследует, почти не думает, он в коме, то помалкивает, то делает детей, то где-то шляется.

В те минуты, когда Фандорин на короткое время возвращается к своей работе сыщика, он великолепен. Вернее, так: оба они великолепны — и Фандорин, и Акунин. Прямо как глоток свежего детективного воздуха. В остальном же вас ждут 420 страниц рассуждений на тему: и белые были не очень, и красные, и черные, и зеленые, но везде были как плохие, так и хорошие люди. Чистая правда, кстати, но от этого не легче.

Title